Администрация Партизанского района
Официальный сайт Партизанского района Красноярского края

Методические рекомендации по организации работы органов местного самоуправления в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан в связи с заходом медведей в населенные территории

Проблема возникновения конфликтных ситуаций с крупными хищниками на территории Красноярского края возникает ежегодно и приурочена обычно во времени к периоду бодрствования бурых медведей - с мая по октябрь включительно. При этом пик конфликтов приходится на промежуток времени с июня по сентябрь. Основная масса происшествий представляет собой заходы зверей в населенные пункты, на территории, отведенные для садоводства и огородничества, территории производственных объектов, сельскохозяйственных предприятий, а также используемые населением в рекреационных целях
Методические рекомендации по организации работы органов местного самоуправления в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан в связи с заходом медведей в населенные территории.

Бурый медведь является крупным хищником, который в силу своих размеров, особенностей физического развития и поведения, присущих плотоядным животным, способен причинить вред жизни и здоровью человека, а также его имуществу. Появление медведей в черте населенных пунктов вызывает обоснованные опасения населения за свои здоровье и жизнь, в случае бездействия или некомпетентных действий властей усиливает социальное напряжение.

Данные рекомендации разработаны министерством природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края для надлежащей организации работы органов местного самоуправления по обеспечению безопасности и здоровья граждан в связи со случаями захода медведей на территорию населенных пунктов и территории, отведенные для садоводства и огородничества.

  • Правовой основой разработки настоящих Рекомендаций послужили:
  • Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»;
  • Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные
  • акты Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»;
  • Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации»;
  • приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.07.2020 № 477 «Об утверждении Правил охоты»;
  • 2 приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 20.01.2009 № 23 «Об утверждении Порядка регулирования численности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты»;
  • постановление Правительства Красноярского края от 26.07.2016 № 374-п «Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края».

Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края является специально уполномоченным государственным органом края по охране, федеральному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе охотничьих ресурсов.

Государственные инспекторы министерства не уполномочены использовать огнестрельное оружие в населенных территориях, более того, любое применение оружия ими в данном случае является противозаконным. В силу требований норм законодательства, регламентирующих правовую основу деятельности органов внутренних дел и войск Росгвардии, обязанность обеспечения безопасности населения возложена на должностных лиц вышеуказанных ведомств. Данными нормативными актами
предусмотрена возможность применения оружия должностными лицами вышеуказанных органов непосредственно в случае нападения животных.

За обеспечение безопасности населения и защиту его от чрезвычайных ситуаций природного характера, к которым может быть отнесено появление в
черте населенного пункта такого опасного животного, как медведь, несут также органы местного самоуправления.

Для предотвращения наступления нежелательных последствий контактов населения и медведей в черте населенных пунктов, где существует соответствующая угроза, в качестве наиболее целесообразной и эффективной рекомендуется практика создания в каждом муниципальном образовании

Красноярского края межведомственной группы (групп) оперативного реагирования, в задачи которой входит разрешение конфликтных ситуаций с медведями в черте населенного пункта. Группа создается постановлением (решением) главы муниципального образования.

Группа создается не позднее 30 апреля текущего года (до начала массового выхода медведей из берлог и активизации деятельности животных). В дальнейшем состав группы следует актуализировать по мере необходимости, но не реже 1 раза в год, по прошествии зимнего сезона.

В состав группы рекомендуется включать:
- представителя администрации муниципального образования, который будет являться лицом, ответственным за работу группы (далее - ответственное лицо);
- сотрудника полиции;
- служащего войск Национальной гвардии;
- сотрудника министерства природных ресурсов и лесного комплекса

Красноярского края или подведомственных министерству учреждений КГБУ «Дирекция по ООПТ», КГБУ «Дирекция природного парка «Ергаки», закрепленного за территорией муниципального образования служебным контрактом;
- сотрудника юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющего виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании заключенных охотхозяйственных соглашений, а также юридического лица, имеющего право долгосрочного пользования животным миром (далее – охотпользователи), на соответствующей территории муниципального образования;
- добровольцев-волонтеров, соответствующих понятию «охотник» в рамках требований законодательства Российской Федерации об охоте
и сохранения охотничьих ресурсов.

С учетом возможного применения огнестрельного оружия в черте населенного пункта членами группы, отбору волонтеров следует уделять особое внимание. Помощь в формировании первичного списка кандидатур могут оказать местные охотпользователи. При дальнейшем отборе предпочтение следует отдавать лицам:

- ответственным и исполнительным, уравновешенным психологически;
- знающим биологию, особенности поведения медведя бурого;
- имеющим навыки охоты на медведя;
- имеющим личный автотранспорт;
- не занятым вахтовым методом работы/службы в летне-осенний период.

Группа должна включать не менее 3-4 участников с учетом возможного временного отсутствия некоторых из них.

2. Обязанности ответственного лица
Ответственное лицо обязано:

2.1 В рамках создания группы:
- подобрать кандидатуры для включения в состав группы, в том числе резервные кандидатуры;
- подготовить предложения главе муниципального образования о создании группы, ее количественном, персональном составе, кандидатуре старшего группы (с обязательным указанием контактов), порядке организации деятельности, в виде проекта постановления (решения) муниципального образования.

2.2 После создания группы:
- разработать порядок оповещения, обмена информацией между членами группы и довести его до всех членов группы;
- обеспечить информирование населения о создании группы, ее составе и контактах для направления сообщений о появлении медведей в черте населенного пункта;
- обеспечить информацией о создании группы, ее составе и контактах ЕДДС муниципального образования, министерство природных ресурсов и
лесного комплекса Красноярского края;
- разработать порядок оперативного информирования населения о появлении медведя в черте населенного пункта;
- изучить и по возможности обеспечить потребности членов группы в связи с ее функционированием;
- запланировать мероприятия по утилизации медвежьих туш с соблюдением требований действующего законодательства на случай вынужденного отстрела медведей, проникших на территорию населенного пункта;
- предусмотреть меры морального и материального стимулирования волонтеров, активно участвующих в работе группы.

2.3 Ежегодно в период май-октябрь включительно:
- иметь в своем распоряжении актуальную контактную информацию членов группы;
- контролировать дислокацию членов группы, убытие их на длительный срок за пределы населенного пункта с целью своевременного
внесения изменений в состав группы;
- контролировать работу группы, лично участвовать в ее работе, информировать руководство и СМИ о работе группы;

2.4 При появлении информации о заходе медведя на территорию
населенного пункта:
- зафиксировать источник информации;
- уточнить, по возможности, время появления и текущее местоположение хищника;
- сообщить об угрозе по единому номеру вызова экстренных оперативных служб «112» или в ЕДДС муниципального образования;
- проинформировать о появлении медведя членов группы, убедиться, что группа готова к реагированию в составе не менее двух человек;
- принять меры к информированию населения о возникшей угрозе (информирование населения проводится по всем имеющимся средствам
передачи информации, в том числе возможно:

передача бегущей строки на телеканалах;
передача информации оповещения в сетях радиовещательных станций;
размещение информации в сети Интернет, на информационных порталах, в социальных сетях;
перехват звукового сопровождения радиовещательных и телевизионных каналов;
рассылка SMS-сообщений через операторов сотовой связи);
- в случае необходимости принять доступные меры по ограничению доступа граждан к месту обнаружения хищника;
- в случае появления ложной информации о заходе медведя на территорию населенного пункта - принять меры к ее опровержению и пресечению ее распространения;
- в случае разрешения конфликтной ситуации (миновании угрозы столкновения граждан с медведем, вынужденного отстрела медведя) - проинформировать об этом диспетчерскую службу и население вышеупомянутыми способами;

2.5 В случае вынужденного отстрела медведя на территории населенного пункта:
- принять меры по обеспечению сохранности и целостности туши, исключить возможность использования полученной в результате вынужденного отстрела медведя продукции в личных целях членами группы и гражданами;
- по возможности оперативно обеспечить проведение ветеринарного анализа туши;
- оперативно обеспечить транспортировку к месту утилизации и утилизацию туши с соблюдением ветеринарно-санитарных требований;
- составить акт об изъятии охотничьих животных по форме, утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 20.01.2009 № 23 «Обутверждении Порядка регулирования численности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты», и акт об уничтожении полученной в результате изъятия продукции, направить копии подписанных актов в министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края для учета.

По миновании угрозы столкновения граждан с медведем проанализировать возможные причины проникновения медведя в границы населенного пункта, принять возможные меры к их устранению.

По истечении определенного периода времени работы группы (месяца, квартала, всего сезона), в зависимости от интенсивности и качества работы, обеспечить по возможности компенсацию материальных затрат, понесенных волонтерами-участниками группы в связи с работой в группе, а также применение к ним мер морального и материального поощрения.

3. Обязанности старшего группы

Старший группы обязан:

3.1 В течение периода времени май-октябрь включительно:
- иметь в своем распоряжении актуальную контактную информацию членов группы;
- контролировать местопребывание участников группы, в случае их убытия на длительное время из населенного пункта сообщать об этом
ответственному лицу;
- поддерживать в готовности к применению предназначенные для использования при осуществлении мер реагирования транспортные средства,
оружие, снаряжение и специальные средства;
- по истечении определенного периода времени работы группы (месяца, квартала, всего сезона), в зависимости от интенсивности и качества работы, проинформировать ответственное лицо о материальных затратах, понесенных волонтерами-участниками группы в связи с работой в группе, а также при необходимости ходатайствовать о применении к ним мер морального и материального стимулирования.

3.2 При появлении информации о заходе медведя на территорию населенного пункта:
- зафиксировать источник информации;
- уточнить, по возможности, время появления и текущее местоположение хищника;
- сообщить об угрозе по единому номеру вызова экстренных оперативных служб «112» или ЕДДС муниципального образования;
- проинформировать о появлении медведя членов группы, убедиться, что группа готова к реагированию в составе не менее двух человек, назначить место сбора членов группы;
- проследовать к месту сбора группы, убедиться в готовности всех членов группы к применению мер реагирования;
- проследовать к предполагаемому месту нахождения хищника с целью его обнаружения и оценки ситуации, степени угрозы и выбора способа
реагирования.

Способ реагирования выбирается старшим группы с учетом времени суток, степени угрозы от конкретного животного, его размеров, особенностей поведения, частоты (периодичности) появления в населенном пункте, возможностей применения средств отпугивания, средств транспорта, огнестрельного оружия в конкретном месте на территории населенного пункта.

При определении степени угрозы от конкретного животного следует учитывать, что медведи, за исключением медвежат текущего года рождения, в любом случае потенциально опасны, однако, наибольшую опасность представляют особи, имеющие увечья, раны, признаки заболевания, старости, истощенные, а также самки с медвежатами.

Медведь может быть вытеснен за пределы населенного пункта применением автотранспорта, подачей звуковых сигналов, приведения в
действие светошумовых устройств, выстрелами, применением антимедвежьего спрея, специально натасканных собак и т.п.

В случае разрешения конфликтной ситуации (миновании угрозы столкновения граждан с медведем):
- проинформировать ответственное лицо о результатах работы группы;

В случае принятия решения об уничтожении хищника, обязанность отстрела возлагается на наиболее опытного и ответственного члена группы, владеющего соответствующим огнестрельным оружием и снаряжением, имеющего навык охоты на медведя.

При оценке возможности отстрела следует обеспечить соблюдение норм техники безопасности при использовании огнестрельного оружия, учитывать местонахождение медведя в данный момент времени, наличие и размещение людей, техники, строений, траекторию полета пули, вт. ч. и после поражения цели, возможность рикошета.

Производить отстрел в ситуации, когда возможно нанесение вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, не следует.
Отстрел может быть произведен не только по получению оперативной информации о проникновении зверя в границы населенного пункта, но и как
превентивная, профилактическая мера, по результатам предыдущих сообщений, если конкретная особь появляется на территории населенного пункта с определенной периодичностью и ее поведение признано угрожающим, в случае вынужденного отстрела медведя на территории населенного пункта:

- проинформировать ответственное лицо о результатах работы группы и точном местонахождении туши;
- исключить возможность использования полученной в результате вынужденного отстрела медведя продукции в личных целях членами группы,
гражданами;
- участвовать в составлении акта об изъятии охотничьих ресурсов.

4. Обязанности участников группы
Участники группы обязаны:
в течение периода времени май-октябрь включительно:
- своевременно сообщать старшему группы и ответственному лицу о смене контактных данных или убытии на длительное время из населенного
пункта;
- поддерживать в готовности к применению предназначенные для использования при осуществлении мер реагирования транспортные средства,
оружие, снаряжение и специальные средства.
при появлении информации о заходе медведя на территорию населенного пункта:
- убедиться, что о такой информации известно ответственному лицу/старшему группы;
- по получении информации от ответственного лица/старшего группы о появлении медведя на территории населенного пункта - в максимально
короткое время прибыть в указанное им место сбора группы;
- соблюдать правила техники безопасности при применении мер реагирования, в случае вынужденного отстрела медведя на территории
населенного пункта:
- не использовать полученную в результате вынужденного отстрела медведя продукцию в личных целях;
- участвовать в составлении акта об изъятии охотничьих ресурсов медведя.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie